Лукаш Лилия Анатольевна
Наш ребенок идет в первый класс!
Лукаш Лилия Анатольевна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социально-психологической безопасности личности НОУ
ВПО «Институт психологии и педагогики»,
психолог-психотерапевт,
г. Москва
http://psy-workshop.ru
Мы вас поздравляем, ваш малыш стал взрослым. Впереди – школа.
Как сделать обучение посильным и интересным? Как выбрать учителя? Чем позаниматься летом? И опять сомнения – а готов ли ребенок к школе? Вопросы, которые часто задают родители психологу.
Желание учиться (учебная мотивация), общая осведомленность ребенка, соответствующее норме интеллектуальное развитие, общее физическое развитие, умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, интерес к учителю, как носителю знаний готовности ребенка к школьному обучению – критерии готовности ребенка к школьному обучению.
Определяют «школьную зрелость» врачи (педиатр, психоневролог, невролог и т.д.), психологи (детский психолог, нейропсихолог и т.д.), педагоги (воспитатели и учителя), логопеды. Что входит в процедуру исследования ребенка? Это изучение истории развития (анамнез) и медицинское обследование; наблюдение, беседа, тестирование. Результаты позволяют не только сказать «готов» или «не готов» ребенок к школе, но и предупредить о возможных трудностях, дать своевременные рекомендации родителям. Дети, поступившие в школу только по тому, что они умеют читать, писать и считать могут стать неуспешными в виду психологической неготовности. Эта неготовность будет проявляться в невнимательности, утомляемости, неусидчивости. Поэтому задавайте вопросы специалистам, прислушивайтесь к их замечаниям и рекомендациям. Главное, помнить, что ребенок не виноват в том, что «крутится», «вертится», «отвлекается». Это возрастные особенности его организма, а не «лень» или «нежелание». Значит, надо будет помогать в усвоении школьного материала, значит надо быть в контакте с учителем, а для этого сделать все возможное, чтобы ребенок попал к мудрому, терпеливому учителю. Как? Гуляйте около школы, разговаривайте с родителями школьников, ходите на дни отрытых дверей, родительские собрания для будущих первоклассников. Представляйте рядом своего ребенка: сможет ли он учиться по предлагаемой программе; поймет ли этого учителя; получит ли
необходимую долю похвалы и поддержки? Выбор школы и выбор учителя за вами.
Итак, ребенка в школу записали. Все! Впереди – приятные хлопоты покупок портфеля, формы, школьных принадлежностей, ожидание линейки и гордость «Наш мальчик (девочка) идет в школу!». И впереди целое лето. Чем полезным для обучения заняться летом? Во-первых, это зависит от тех рекомендаций, которые вам дали специалисты. Во-вторых, чем бы вы не предлагали заниматься ребенку, все должно проходить для него с интересом. Ваша задача – поддерживать любопытство и желание узнавать новое. В-третьих, задания, способствующие развитию «школьных навыков» и «школьных способностей». Желательно читать с ребенком новые книги, задавать вопросы, искать новые характеристики и явления окружающего мира, брать энциклопедии на прогулки и т.п. (развитие общей осведомленности); запоминать стихотворения и учить способам запоминания (развитие памяти); пересказывать просмотренные мультфильмы и сказки, повторять чистоговорки, скороговорки, играть в игры, типа «Эрудит», «Цепочка слов», разгадывать кроссворды, впечатывая в них буквы (развитие речи); лепить из пластилина и рисовать по образцу, складывать мозаики, конструкторы (развитие зрительного восприятия, тонкой моторики, пространственного мышления); отгадывать загадки, сравнивать предметы, указывая на их существенные признаки, начать играть в шахматы, считать в магазине сдачу, искать клады по схемам (развитие мышления); играть в игры «Кто самый внимательный», «Раз-два-три замри», «Да и нет не говорить, черное-белое не носить», «Зачеркни все буквы А» (развитие внимания и произвольности). Выделенные в тексте слова «новые» и «играть» определяют суть подхода к летним занятиям. Необходимо развивать познавательный интерес у ребенка через совместные с ним игры, творчество, взаимодействие, поддерживая и поощряя при этом его достижения, новые удачи, самостоятельность в решении непростых задач.
Попросите кого-нибудь понаблюдать за вашим взаимодействием с ребенком. Даете ли вы ему время для обдумывания или сразу же задаете дополнительные вопросы, повторяете задание? В таком случае, дети будут все время ждать помощи извне, теряясь в самостоятельных работах.
Достаточно ли вы хвалите? Или чаще делаете замечания? Это легко проверить, фиксируя ваши высказывания в сторону ребенка в течение дня. Разделите лист пополам, слева – «+» как похвала и поощрение вашего дошкольника «Ты-молодец!», справа – «-» как критика и недовольство «Опять неправильно!». В конце дня посчитайте, вы получите типичную картину ваших реакций на поведение ребенка. Дети, которых родители чаще
критикуют, чем хвалят, все время ждут похвалы от учителя, задают вопросы «А я правильно сделал?», сомневаясь в своих силах.
Как ребенок общается с другими сверстниками? В норме дошкольники много играют, придумывая разные сюжеты, задавая новые темы. В игре им необходимы другие дети. Игровая деятельность очень важна для всего развития ребенка: в ней закладываются навыки сотрудничества, развивается произвольность психических процессов. Игра развивает интеллект и личность. Игра – это умение подчиняться и подчинять, умение играть по правилам и сдерживать эмоции и желания, творчество, знакомство с новым через привнесение этого нового другим ребенком или взрослым и т.п. Если ребенок 6-ти лет «одинок» в играх – это серьезный сигнал для обращения к специалистам. Летом поддерживайте общение дошкольника с другими детьми, старайтесь помогать ему решать конфликтные ситуации, договариваться со сверстниками, позволяйте детям играть и не отвлекайте их от игры призывами «Надо сейчас читать!». В таких случаях обучение становится неинтересным, тягостным действием, что запоминается и «вносится» потом ребенком в школу.
«Наш ребенок идет в школу!» по наблюдениям в психологической практике меняется у родителей на «Мы идем в школу». Действительно, вся семья, маленькая или большая, участвует в подготовке ребенка к школе, волнуется. В первые месяцы обучения для всей семьи главные вопросы «Ну как ты сегодня в школе?», «Тебя сегодня спрашивали?», «Тебя хвалили?», «Ты был внимательным?». Первые три месяца – это непростой период адаптации ребенка и всей семьи к новой жизни, жизни взрослой и ответственной. За результаты обучения отвечает не только учитель, но и вся семья. Помогать ребенку усваивать абстрактные знания – задача непростая. Нельзя забывать о том, что ваш ребенок – это не «типичный школьник», а «особенный», «индивидуальный» и «любимый». У вашего мальчика (девочки) есть такие качества и способности, за что он (она) и вы можете гордиться, несмотря на успехи или неуспехи в школе! Поддерживайте ребенка, хвалите не только за школьные достижения. «Мы идем в школу» в противном случае превращается в «Ты должен учиться так, как мы считаем необходимым». Дети не должны терять вашей любви и принятия с вступлением в интересный, длительный и непростой школьный период.
Желаем вам родительской мудрости и терпения, а вашему будущему первокласснику – удачи и сил!
© Ассоциация " Просто Вместе".