

Авшалом Елена Юрьевна
Психолого-педагогическое сопровождение в предпрофильном и профильном обучении детей с проблемами здоровья
При организации профильного обучения в образовательном учреждении для детей с проблемами здоровья возникает важная проблема выделения
профильных групп учащихся, различающихся по определенным психофизическим и личностным свойствам.
Но, как правило, дети, испытывающие проблемы со здоровьем, имеют определенные трудности. Такие как:
- ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире,
- общая познавательная пассивность,
- недоразвитие отдельных психических процессов (восприятие, память,
мышление, речь, двигательные нарушения, неустойчивая нервная система),
- недостаток эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля.
- низкий уровень мотивации.
Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь учащемуся осуществить свой выбор профиля и сформировать его
собственную аргументированную позицию по этому вопросу.
В связи с этим в условиях профилизации образования важно:
1. Организовать психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки;
2. Организовать психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения.
Целью психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки является формирование
у подростка реалистичного самовосприятия и уровня притязаний в контексте выбора профиля обучения
в старшей школе. Тогда задачами педагога-психолога будет: развитие навыков самопознания и рефлексии
с целью формирования способности к выбору дальнейшего профиля обучения и раскрытие способностей и склонностей обучающихся.
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки включает в себя:
- анкетирование;
- психолого-педагогическую диагностику;
- групповые занятия;
- индивидуальное консультирование;
- работу с родителями.
Такая работа начинается с 8 класса. Её можно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, которые способствуют
осознанному принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения.
На первом этапе психологу нужно заинтересовать подростка проблемами выбора профессиональной деятельности, связать в
сознании восьмиклассника выбор профессионального пути с проблемами познания себя, определения своего места в мире.
Школьники с большим интересом выполняют задания, позволяющие лучше узнать себя. На этом этапе психологического сопровождения
можно проводить диагностические занятия, посвященные исследованию личностных особенностей и возможностей каждого ребенка.
В этот блок можно внести темы, касающиеся изучения:
- общей направленности личности;
- определения типа нервной системы;
- определения коммуникативных качеств личности;
- определения волевой организации личности.
Цель такой диагностики не столько сбор информации, а активизация процесса самопознания, самоопределения.
При этом совершенно необязательно, чтобы юноша или девушка сразу выбрали узкую профессиональную сферу,
важно, чтобы они ориентировались в более широких профессиональных направлениях (гуманитарном, техническом,
экономическом, естественно-научном и т.д.), чтобы понимали, какая деятельность близка им по способностям,
особенностям характера, по интересам.
Одним наиболее простых и адекватных способов исследования интересов личности является «Карта интересов»,
разработанная Климовым Е.А. Отвечая на вопросы этого теста, подросток может понять, в какой сфере профессиональной
деятельности лежат его интересы. Всего существует пять общепринятых сфер, которые разделены по тому, с какими
объектами будет иметь дело человек. Это человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-художественный
образ и человек-знаковая система.
Необходимо учитывать возрастные особенности психического развития юношеского возраста. В этот период у подростков могут возникать
определенные эмоциональные состояния, стремление уйти от решения проблемы выбора, откладывая его на неопределенное время,
или перекладывая ответственность на родителей, учителей. В связи с этим основная задача предпрофильной подготовки – актуализация
процессов самосознания и самопознания, развития в них устойчивого интереса к своим психологическим особенностям и перспективам
развития с помощью групповых занятий. Для их проведения могут использоваться такие темы:
- «Образ моего «Я»,
- «Мои потребности»,
- «Мои ценности».
Такие занятия позволяют подросткам вырабатывать собственное мировоззрение, определять позицию в жизни, выстраивать новый уровень
развития самосознания, активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания.
В школах учатся дети, испытывающие те или иные проблемы со здоровьем, что иногда отрицательно сказывается на психическом состоянии детей.
Как показывают школьные исследования, большинство учащихся не владеет навыками сотрудничества, совместной деятельности в учебно-воспитательном
процессе. У них проявляется четкая ориентация прежде всего на себя. Поэтому важно развивать коммуникативные умения, обучать сотрудничеству,
культуре общения. Групповые занятия способствуют формированию этих навыков.
Особое внимание в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами здоровья уделяется личностной поддержке учащихся.
Психологическое консультирование помогает подростку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий
для решения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху.
Немаловажной является работа с родителями. Она с помощью анкетирования и бесед позволяет выявить заинтересованность родителей в определенной образовательной траектории и прояснить их собственную оценку способностей и возможностей детей.
На втором этапе работы психолога по сопровождению предпрофильного обучения нам представляется важным совместно с подростком четко очертить
круг возможных профессиональных деятельностей, которые будут отвечать его интересам, стремлениям, особенностям и жизненным целям.
Второй этап работы может проводится на уровне 9-го класса. Психологическая работа, проводимая на этом этапе, касается наиболее
глубоких личностных слоев и предполагает глубокую личностную проработку.
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения в 9 классах включает в себя знакомство школьников с разнообразием
современного мира профессий, с профессиональными требованиями, стратегией профессионального отбора. Ведутся групповые занятии и тренинги.
Известно, что внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты деятельности связываются с потребностями. А для этого необходимо,
чтобы предстоящая деятельность была привлекательной, желанной для учеников. Поэтому в качестве диагностики по личностному самопознанию
для выявления профильного направления используется «Анкета интересов» состоящая из 120 вопросов. Вопросы в анкете подобраны таким
образом, что в них нет прямого указания на профессии, в результате ребенок ориентируется только на свои интересы и на широкие
профессиональные деятельности, о которых он думает как о максимально привлекательных для себя. В результате обработки результатов
этой анкеты психолог получает перечень наиболее привлекательных для ребенка сфер знаний, сгруппированных по 15 направлениям интересов
(к математике, к химии, к технике, к геологии и географии, к литературе и журналистике, к медицине, к искусству и живописи, к истории
или юриспруденции и т.д.)
На этом этапе психологического сопровождения важно определить особенности интеллектуальной сфера подростка. Наилучшие результаты,
на наш взгляд получаются при использовании методики ШТУР (Школьный тест умственного развития), который состоит из отдельных субтестов
на общую осведомленность, математическое мышление, анализ, синтез, творческое мышление и т.д. По результатам выполнения субтестов ШТУРа
делается вывод о том, какой тип мышления преобладает (абстрактное, конкретное, смешанное), знания, по каким научным циклам подросток
умеет применять в жизни лучше всего (по гуманитарному, естественно-научному, математическому).
Одна из важных форм работы на этом этапе – индивидуальная психологическая консультация. В результате соотнесения данных, полученных в
ходе выполнения заданий, составляется общее заключение о сферах общих интересов, возможностей и способностей ребенка. Психологическая
консультация носит одновременно диагностический и коррекционный характер и отвечает на четыре основных вопроса: какая профессиональная
деятельность интересна для подростка, какая подходит ему по особенностям характера и интеллектуальной сферы, и учитываются
возможности здоровья.
Третий этап работы психологического сопровождения связан непосредственно с работой специалиста в 10-х и 11-х классах.
Важными задачами этого этапа являются:
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм
утверждения самостоятельности, личностной автономии,
- определение круга устойчивых интересов,
- развитие личностного и профессионального самосознания и рефлексии,
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
способов взаимопонимания,
- развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим
людям.
В рамках занятий этого блока психолог совместно с подростками развивает и корректирует как способности, так и качества личностной
и межличностной сферы, с целью достижения максимального соответствия требований профессиональной деятельности и личностного развития.
Старшеклассники учатся способам эффективного поведения в конфликте, строить перспективы на основе полученных знаний, принимать решения,
развивать логическое мышление, актуализировать своё будущее, преодолевать внутренние конфликты и тревожность. Групповые занятия посвящены
умению общаться, выражать свои чувства и эмоции, понимать других людей, формировать навыки конструктивного поведения в ситуациях сложного выбора,
самораскрытию.
Таким образом, психологическое сопровождение профильного образования может стать основным звеном работы школьного психолога,
как в рамках просветительской деятельности, так и в рамках развивающего направления, когда в легкой и спокойной форме
корректируются и развиваются основные проблемные личностные качества. Когда предметом внимания становится не только
способность к планированию учебной и профессиональной карьеры, но и более фундаментальная способность к проектированию
собственного жизненного пути.
Профилизация общеобразовательной школы является наиболее перспективным направлением образования, которое позволяет формировать независимую личность, способную неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации.
© Ассоциация " Просто Вместе".
