

Авшалом Елена Юрьевна
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Выбор профессии - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Оно определяет очень многое,
а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Этот выбор осуществляется на основе
анализа своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии.
Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит как от внешних
условий, так и от индивидуальных особенностей человека.
Проблемы выбора профессии связаны с профессиональным самоопределением, т.е. с потребностью молодого человека занять внутреннюю
позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя и свои возможности наряду с пониманием
своего места и назначения в жизни.
В условиях рыночных отношений интенсивно происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий,
и мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность и изменчивость.
Если в XX веке решение вопроса выбора профессии в первую очередь соотносилось с экономической и политической целесообразностью,
когда учет личностных интересов и потребностей оставался на втором плане, то в современных условиях актуализация проблемы
профессионального самоопределения вызвана социальными и идеологическими изменениями в обществе, характеризующимися установкой
на свободу выбора и ценность личности как таковой. Экономическая реформа, перевод народного хозяйства на рыночные отношения
вызывают необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности, как в интересах
самой личности, так и в интересах общества.
Выбор профессии осложняется тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своей главной цели – формирование
у подростков профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности. Существенным препятствием
развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный,
дифференцированный подход к личности выбирающего профессию, нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков,
становящихся самоцелью, используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать
себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.
В федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы говорилось о том, что доля здоровых детей составляет в субъектах
Российской Федерации от 4 до 10 процентов. По итогам всероссийской диспансеризации 2008 года каждый пятый ребенок в подростковом
возрасте имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом. Тогда становится ясно, что профессиональное самоопределение
и образование этой категории молодежи является задачей государственной важности.
Дети с соматическими заболеваниями имеют целый набор специфических особенностей, отличающих их от обычных школьников. У таких детей
ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, общая познавательная пассивность, имеется недоразвитие отдельных психических
процессов (восприятие, память, мышление, речь, двигательные нарушения, неустойчивая нервная система), наблюдается недостаток
эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, выявляется низкий уровень мотивации.
Наблюдения за подростками с соматическими заболеваниями показывает, что процесс профессионального самоопределения у них идет не гладко.
Они зачастую не знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают, не имеют достаточной информации о профессии,
не имеют необходимой информации о возможностях профподготовки и трудоустройства, у них не сформированы необходимые социальные навыки.
Им характерен инфантилизм, пассивность, иждивенческие настроения.
В связи с этим важно помочь учащимся осуществить свой выбор и сформировать его собственную аргументированную позицию по этому вопросу.
В научном, теоретическом плане проблема индивидуального надомного обучения детей с соматическими заболеваниями является недостаточно разработанной,
поскольку отсутствует методология, систематизация и научное осмысление такого опыта, технологий и возможных организационных решений индивидуального
обучения.
В 2014-2015 году было проведено исследование по изучению различий между подростками (учениками 8-х классов), имеющих соматические заболевания
и здоровыми детьми. В работе основной акцент был сделан на изучении психологических особенностей подростков (интеллект, локус контроля, ценностные
ориентации) с соматическими заболеваниями, в том числе на изучение психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Результаты исследования показали, что у соматически больных подростков уровень готовности к выбору профессии ниже здоровых детей.
Интеллектуальные показатели в обеих группах соответствовали норме.
При сравнении локуса контроля результаты убедительно показывали значимое преобладание экстернального локус контроля у больных подростков.
Это значит, что им не достает осознания своей ответственности, понимания, что желаемый результат, может достигаться за счет приложения
собственных значительных усилий.
Анализ ценностных ориентаций подростков выявил следующие особенности: у подростков с соматическими заболеваниями в этот возрастной период нет
сформированной системы ценностей; ориентация, прежде всего на себя, а не на коллектив; отсутствует значимость активной деятельной жизни.
Из проведенного анкетирования были выявлено, что у подростков уровень осведомленности об образовании родителей очень низкий.
Мы знаем, что личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность,
на уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания. Удовлетворенность родителей своей профессией
может стать достаточным стимулом для детей для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее.
Данное исследование показало, что родители, имеющие больного ребенка, не принимают активного участия в определении жизненных и профессиональных планов
своих детей.
Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и
выбору профессии.
Сопоставление результатов исследования показывает, что подростки с соматическими заболеваниями психологически не готовы к самоопределению.
Выявленные особенности личностных характеристик подростков с проблемами в здоровье позволяют разработать методики и программу для психологов,
рекомендации для педагогов и родителей по формированию условий воспитания таких подростков в отношении адекватного выбора
профессии и самоопределения.
Таким образом, психологическое сопровождение сможет корректировать и развивать основные проблемные личностные качества подростков с соматическими заболеваниями, сформирует независимую личность, способную неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность.
Список использованной литературы:
1. Лешин В.В. Развитие младших школьников с соматическими заболеваниями – М., 2009.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение - М., 1996.
3. Крившенко Л.П. Комплексная методика изучения индивидуальных особенностей учащихся в целях подготовки к обоснованному выбору профессии – М., 2008.
4. Лешин В.В. Анкета «Сами с усами» на изучение готовности школьников к самостоятельному выбору профессии – М., 2008.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж, 2005
6. Горелова Г.Г. Личность и профессия. - Челябинск, 2002
7. Климов Е.А. Выбор профессии / Е.А.Климов, С.Н.Чистяков– М., 2005.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов– Ростов-н/Д., 2006.
© Ассоциация " Просто Вместе".
