Дубинина Татьяна Викторовна
ЭКОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Программа краткосрочного повышения квалификации
Цель курса: на основе потенциала групповой работы создать условия:
1. Для формирования у участников базовых навыков и представлений в области индивидуальной и групповой психологической работы с клиентами на основе принципа экологии взаимодействия.
2. Для исследования каждым участником личных и профессиональных ресурсов в контексте задач психологической профессии.
1 сессия «Личность психолога и навыки, необходимые ему»
• Принципы экологии живых систем и принцип экологии взаимодействия. Психологические индикаторы экологичного взаимодействия.
• Навыки работы психолога в системах «психолог — пациент», «психолог — клиент», «психолог – его ученики».
• Принцип экологии взаимодействия как основа вопроса о соотношении психотехнологий, импровизации и аутентичности в деятельности практического психолога.
• Ресурсные состояния психолога; способы и психотехники эмоционального и физического восстановления. Соло-практики для профилактики эмоционального выгорания, развития и восстановления психолога. Личные границы и уровень дифференциации в построении контакта. Имидж как профессиональный инструмент в работе.
• Порядки помощи по Б.Хеллингеру.
2 сессия «Психолог и его Клиенты»
• Дифференцияция понятий «Заказчик — Клиент — Потребитель» в контексте психологической помощи.
• «Мои» и «не мои» Клиенты, признаки «не моих» Клиентов.
• Особенности психологической работы со взрослыми и детьми. Специфика работы с парами и семьей.
• Работа с запросом. Определение цели, распределение задач по степени их важности. Продолжительность и периодичность встреч. Первоначальный и отсроченный результат психологической работы.
• Особенности клиента и его проблемы как факторы выбора методов и приёмов психологической работы с ним: уровень личностного и интеллектуального развития, особенности психического и физического здоровья; факт наличия разницы в возрасте; гендерный аспект.
• Экспресс-диагностика и ведение взаимодействия с клиентами в континууме «грязный — чистый» подход.
• Работа с сопротивлением. Принцип работы «баланс фрустрации и поддержки».
3 сессия «Психолог и его методы — индивидуальная работа»
• Расширение спектра психологических интервенций: первоначальный и процессуальный раппорт; вербальная и невербальная коммуникации; создание атмосферы доверия; обратная связь; работа с сопротивлением; метафоры в работе; утилизация негативных переживаний, поиск ресурсов и позитивных качеств Клиента; экологичный контекст взаимодействия, нахождение внутреннего баланса и согласованности в работе с Клиентом и пр.
• Работа с острыми состояниями Клиентов, в т.ч. метод глазодвигательной десенсибилизации Френсис Шапиро.
• Работа с пространством («Чистое Пространство» Девида Гроуфаи др.)
• Феномены замещающего восприятия в практике психологической помощи:
• Методики работы психолога и самостоятельной работы клиента с использованием замещающего восприятия
• Диагностические структурные расстановки и расстановки «внутренних частей»
• Введение в Символическое моделирование (СиМ)
• Работа по согласованности состояния Клиента, повышению его дифференциации во внутреннем и внешнем пространстве (использование элементов RPT, Саймон и Иветт Роуз)
4 сессия «Психолог и его методы — работа с группой»
• Три стиля работы с группой.
• Предтренинговая подготовка. Ожидания, опасения и запросы ведущего и участников.
• Группа как психологическая система: эмоционально-смысловой контекст; эмоциональная и интеллектуальная вовлеченность в работу; обратная связь в группе, ролевая структура, психологические границы, дистанция и позиции в общении; психологические затраты группового взаимодействия.
• Групповая динамика. Поддержка, доминирование, гибкость в смене ролей. Свидетельствование-присутствие. Кто инициирует, а кто вовлекается? Кто кем управляет? Обнаружение предела совместной глубины. Пространство – Смысл – Гибкость – Глубина – Совместность.
• Ландшафт тренинга и его тезисное построение.Учёт групповой динамики при составлении программы тренинга. Составление упражнений-компенсаций к слабым (рискованным) местам в программе. Работа в «плавающем» контексте.
• Работа с сопротивлением и взаимодействие с проблемными людьми.
• Структураи способы подачи материала. Тренинговый продукт. Первоначальный результат участия в тренинге и эффекты последействия.
Методы работы: Мини-лекции, тренинг-исследование, групповой коучинг, упражнения в парах и в малых группах на отработку конкретных навыков, групповое обсуждение актуальных ситуаций участников, анализ в подгруппах/самоанализ, индивидуальная работа, работа с материалами в рабочих тетрадях, демонстрационные сессии ведущего, работа в парах «психолог — клиент», супервизия, структурные расстановки, домашние задания с последующим обсуждением на занятиях.
Прохождение курса позволит:
• получить навыки в новых методах краткосрочной психологической помощи;
• освоить спектр методов экспресс-диагностики, построения контакта и ведения взаимодействия в индивидуальной и групповой работе с клиентами в континууме «грязный — чистый» подход;
• выбирать, интегрировать и модифицировать методы и методики в зависимости от специфики запроса, состояния клиента и его готовности работать;
• экологично работать с сопротивлением клиента/группы;
• на собственном опыте исследовать возможности соло-практик с целью физической, психологической саморегуляции и личностного развития;
• выйти на осознание и развитие своего индивидуального стиля работы в практической психологии;
• использовать возможности интеграции привычных способов работы с новыми методами и методиками, представленными в курсе.
По окончании курсов выдаётся удостоверение о повышении квалификации государственного образца Московского Психолого-Социального Университета.
Общий объём курса – 72 часа. Продолжительность сессии 18 часов.
© 2007-2008. Ассоциация " Просто Вместе".