Бурцева Ксения Николаевна
Психологические травмы, получаемые детьми в школе.
Отправляя ребенка в школу, и надеясь наконец заняться своими делами, мы часто разочаровываемся, получая вместо
освободившегося времени новые проблемы. И часто эти проблемы заключаются в том, что в школе ребенок испытывает
на себе агрессию.
Психологическую травму в школе ребенок может получить как от эмоционального, так и от физического насилия.
Эмоциональное насилие вызывает у ребенка- жертвы эмоциональное напряжение, чувства унижения и стыда, снижает самооценку.
Эмоциональное насилие может быть пассивным – когда ребенка избегают, не приглашают играть, игнорируют, и активным – это насмешки,
издевки, придумывание кличек, обзывания и т.д.
Физическое насилие – это уже применение силы, порча и отнятие вещей, возможно причинение физической травмы.
Исходя от других учеников, эти два вида насилия часто сопутствуют друг другу.
Ситуации насилия в школе можно разделить на ситуации, когда жертва выбрана случайно, и когда жертва прямо
или косвенно причастна к совершению над ней насилия.
Жертва школьного насилия выбирается случайно, есливыбор жертвы обидчик определяет исходя из своих внутренних
предпосылок, то естьребенок-жертва не влияет на выбор обидчика.
Случайной жертвой может стать практически любой ребенок, особенно увеличивается вероятность у новеньких, поменявших место учебы,
у детей имеющих какие - либо физические отличия (например, ношение очков, рыжие волосы), или просто более слабые по отношению к
обидчикам. В начальных классах большое значение имеет отношение учителя к ученикам. В 1-3 классах фигура учителя является очень
важной для детей, и если по каким-то причинам учитель невзлюбил кого-то из детей, это отношение подхватывается и детским коллекивом.
Бывает, учитель своими действиями провоцирует конфликт противопоставляя одного ученика другим, выделяя кого-то, не отпуская на перемену
или наказывая весь класс из-за одного человека.
В более старших классах, когда ведущей деятельностью , определяющей социальную ситуацию развития, становится общение со сверстниками,
провокатором может стать неформальный лидер части коллектива, и собирая вокруг себя тех, кто слепо ему подражает, может выбрать для
преследования любого, кто ему чем-то не понравился.
Когда жертвы выбраны случайно, и они никак не провоцировали конфликт – это одна сторона вопроса. В этом случае работа проводится
с агрессивной стороной для прекращения насилия, а с ребенком –жертвой только в случае, если он получил психологическую травму,
то есть ситуация сильно повлияла на его эмоциональное состояние.
В данном случае, чтобыпрекратить ситуацию насилия, важно как можно больше узнать о происходящем, подробно расспросить ребенка о том,
что происходит, узнать ситуацию в классе, можно посидеть на уроках, понаблюдать за учителем, поговорить с ним, поговорить с другими
родителями.
Если инициатором является учитель – здесь работа родителей будет заключаться в том, чтобы учитель перестал провоцировать конфликт.
К сожалению, в нашей сегодняшней действительности известны случаи, когда приходилось перевести ребенка в другой класс, и даже школу,
т.к.учитель не менял своего отношения, а администрация школы и другие родители активно вставали на сторону учителя. В данном случае
самое главное для родителей страдающего ребенка, защитить его, вывести из травмирующей ситуации.
Не так безнадежны бывают случаи, когда учителя адекватны, и сами пытаются защищать одних учеников от нападок других. Так же хорошо,
если родители ребенка-агрессора повлияют на своего ребенка. Если нет, то подключив администрацию школы, учителей, других родителей
можно оказать влияние на агрессоров и их родителей, установить требования к их поведению. Бывает нелишне обратиться в полицию, написать
заявление.
Важно сделать так, чтобы ваша проблема, как страдающей от агрессии стороны, стала зоной ответственности агрессора и его родителей,
к сожалению,чаще всего и являющихся начальным звеном в распространении агрессии.
Случайные жертвы обычно справляются с ситуацией, выходят из нее и больше не склонны проигрывать одни и те же сценарии.
Несколько иной вид имеют ситуации, когда жертва выбирается не случайно.
В облике и поведении ребенка-жертвы может существовать нечто, провоцирующее обидчиков. Такие дети чаще других становятся
жертвами разного рода насилия, являются более беззащитными и уязвимыми. Часто их поведение провоцирует агрессию. В психологии
даже существует такое понятие, как жертвенность или виктимность, и меется ввиду определенный тип личности, который характеризуется
следующими проявлениями:замкнутостью, импульсивностью в поведении,страхом перед людьми иобщением, страхом перед школой, неразвитыми
социальными навыками, отсутствием опыта жизни в коллективе, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, тревожностью, подозрительностью,
склонностью к вранью, фантазированию, подавляемой агрессией (направленной как на других, так и на себя),
плохим самоконтролем.
Еще важными характеристиками «жертв» являются выученная беспомощность, внешний локус контроля и неразвитость совладающего поведения.
Давайте разберемся, что это такое.
Выученная беспомощность-это состояние, когда ребенку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать,
чтобы их предотвратить, или изменить. Непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира бывает достаточно для того,
чтобы выученная беспомощность сформировалась.
Внешний локус контроля означает, что всегда в происходящем ребенок склонен обвинять других и обстоятельства, не принимая на себя
никакой ответственности.
Совладающее поведение является способностью справляться со стрессом и включает в себя несколько важных элементов: определение смысла
и значения ситуации для себя, способность делать выводы на будущее; настойчивость в попыткахизменить ситуацию, противостоять ей;
наличие надежной связи с родителями, другими родственниками, друзьями, кому можно довериться и попросить о помощи; наличие способности
сохранять внутреннее равновесие, не впадать в панику; способность несмотря на ситуации сохранять образ себя, свою самоидентичность,
уверенность в себе. Отсутствие у ребенка этих элементов делает его уязвимым в любых ситуациях, и формирует комплекс жертвы.
В свою очередь все качества жертвы не появляются у ребенка просто так. Этому всегда способствуют семейные, детско-родительские отношения,
формирующие у ребенка черты личности, в том числе качества жертвы. Так же причиной могут быть пережитые ребенком любые травматичные
ситуации, случившиеся с ним не по вине семьи ,например, госпитализация. То есть черты жертвы формируются в ситуациях, в которых ребенок
чувствовал себя жертвой.Но если черты жерты закрепились, это в любом случае значит, что семья не помогла ребенку правильно
прожить стресс.
Известно, что при развитии постстрессовых состояний, проживание чувств и осознание всех аспектов травмы становится непременным
условием исцеления. То есть, если ваш ребенок перенес травму от одноклассников, или любую другую, необходимо говорить с ним об этом,
позволять ему плакать, проживать страх столько, сколько ему необходимо. И если вы видите, что ему не становится лучше, необходимо
подключить психолога, чтобы эта травма не повлияла на развитие его личности и не вызвала посттравматическое стрессовое
расстройство (ПТСР).
Если жертва может быть выбрана случайно, то проявление агрессии по отношению к другим – всегда определяется особыми личностными чертами.
Взаимосвязь«жертва-преследователь», исходящее из личностных характеристик, всегда имеетдве стороны медали и проявление в поведении одних
и тех же качеств, только в разных вариантах.
Давно замечено, что агрессоры и насильники сами когда-то являлись жертвами насилия. Качества жертвы и агрессора во многом схожи, ситуации,
формирующие эти качества – тоже. Отличие лишь состоит в пассивной позиции жертвы, и активной позиции преследователя, которым может
становиться жертва с теми, кто более уязвим. Агрессия, всегда появляющаяся от ситуаций насилия, от переживания боли и унижения,
и подавляемая в пугающей ситуации прорывается с теми, кто не несет угрозы. В этом случае срабатывает защитный механизм, так называемая
«идентификация с агрессором». Бессознательно бывшая жертва пытается взять контроль над ситуацией своей травмы, играя активную агрессивную
роль в другой ситуации. Этим объясняется большая трусость агрессоров, потому что на самом деле внутри прячется напуганная жертва.
Часто (но не всегда) агрессорами являются люди, чей тип личности психологи называют социопатичным. Эти люди понимают только на языке силы.
Внутренние нормы морали у них в принципе отсутствуют. Если поверить их вранью, они только порадуются, что смогли вас одурачить. Но привлечение
силы на свою сторону, например, такой как полиция, способна их остановить. В остальных случаях может быть достаточно предупредительного
разговора. Предоставление детям самим разбираться в ситуации может когда-то и оправдано, например, если коллектив выдвигает агрессору правила
поведения, а в иных случаях игнорирует, но чревато продолжением насилия и неуправляемостью процесса.
Итак, если вы заметили, что ситуации насилия с вашим ребенком повторяются, и у него присутствуют выше названные черты жертвы, помимо работы,
направленной на нейтрализацию агрессора, необходимо обратиться к специалисту для работы с вашим ребенком по преодолению виктимности
(жертвенности), а так же для понимания того, что в вашей семье может негативно влиять на ребенка.
Бурцева Ксения
© 2007-2008. Ассоциация " Просто Вместе".