Бурцева Ксения Николаевна
Родительские ожидания
Очень часто можно услышать как родители, воспитатели, учителя ругают детей за лень, невнимательность, неусидчивость, неряшливость, плохой аппетит и нежелание идти спать. Как часто родители сердятся на детей за то, что они обманывают или что-то утаивают от них, «витают в облаках», или «делают назло». На самом деле необходимо разобраться в том, что же происходит.
Я, как практикующий психолог, часто слышу подобные жалобы, обвинительный тон, и ожидание моей солидарности с уставшими родителями, которые надеются, что психолог наконец-то сможет повлиять на их чадо. Но я понимаю, что прежде всего, нужно увидеть за этими симптомами причину, которая непременно есть.
Так как вообще-то, если у детей все благополучно, то они вполне активны, обладают нормальным аппетитом, здоровым сном, и при нормальной для возраста нагрузке способны сохранять интерес и внимание к занятиям.
Первое с чего нужно начать – это понять, насколько ожидания родителей оправданы, и соответствуют возможностям ребенка.
Ведь если родители ждут от своего ребенка невозможного, ситуация заходит в тупик.
Когда мы что-то хотим от своих детей, необходим, так называемый индивидуальный подход.
1.Принимайте во внимание возраст ребенка. Например, дети до 7 лет еще не способны логически мыслить, долго удерживать внимание, быстро устают. Нагрузки должны возрастать постепенно, в соответствии с возрастом. А если вам кажется, что малыш вас обманывает, подумайте, может это просто особенности детского мышления, ведь для них «ветер дует, потому что деревья качаются».
2.Обратите внимание на темперамент вашего ребенка. Например, одни дети могут быстро переключаться и успокаиваться, у других долго держится возбужденное состояние. Одни более подвижны и эмоционально устойчивы, другие медлительны и неуравновешенны. Это индивидуальные особенности нервной системы, которые необходимо учитывать, при предъявлении требований к ребенку.
3.Если вы запрещаете что-то ребенку, или делаете то, что ему явно не нравится, например, ведете к врачу, надо понимать, что ожидание от него радостного сотрудничества с вами совершенно неправомерно. Не ругайте его за страх, слезы и недовольство. Скажите, что понимаете его чувства, посочувствуйте ему, но постарайтесь объяснить ему, что это необходимо, и что вы будете рядом. Так ему будет легче пережить трудный момент, он будет чувствовать, что не один со своей бедой.
4.Не ожидайте от детей, что они без устали и с удовольствием будут ходить на все подряд кружки, которые для них выбрали родители.
Попробуйте поговорить с ребенком, поймите, что ему нравится, посмотрите, чем он интересуется и к чему у него есть способности. Тогда занятия будут приносить ему удовольствие. Не стоит отдавать ребенка на занятия, только потому, что вам когда-то нравилось этим заниматься. Он – это не вы. Если занятия ему не по душе, все равно хороших результатов не будет.
5.Не ожидайте от детей, что раз они достигли определенного возраста, значит должны уже сами что-то уметь делать. Любое новое дело ребенок сначала несколько раз должен сделать вместе со взрослым. И только после такого «тренинга» он сможет это делать сам.
6. Более внимательного отношения требуют гиперактивные дети, дети с задержкой психического развития или другими неврологическими проблемами. Обращайте внимание на советы невролога. И хоть обычно такие ребята учатся в обычных классах, требования к ним должны быть снижены, а для помощи в обучении требуется особый подход.
Помните, что завышенные ожидания травмируют ребенка, снижают его самооценку, заставляют думать, что с ним что-то не так, вызывают чувства стыда и вины.
Если вы пребываете в нерешительности и не можете сами понять, правомерны ли ваши требования, вам сможет в этом помочь психолог.
Бурцева Ксения
© 2007-2008. Ассоциация " Просто Вместе".